на главную  

Все новости >>

Другие новости:

Минфин готов отпустить аудиторов на волю
Но только с 2006 года...

Российские аудиторы не пройдут по международным стандартам в трактовке Банка России...

Аудиторов заставят профобъединиться...

 


Коммерсант. 08.04.04 №63

ТЕНДЕНЦИИ__________________________________________________

НА РЫНКЕ АУДИТА СТАНЕТ СВОБОДНЕЕ

«У аудиторов будет меньше начальства и конкурентов»

В ближайшие дни в правительство будет внесен законопроект, согласно которому Минфин должен лишиться ряда функций по регулированию рынка аудита. В случае принятия этого закона жизнь аудиторов в России изменится самым радикальным образом. Пока же ее меняет Минфин: благодаря его последним действиям число российских аудиторских компаний может сильно сократиться.

Аудиторов разрегулируют
По данным источников „Ъ" в Минфине и Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ), до 10 апреля МЭРТ внесет в правительство проект закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „Об аудиторской деятельности"». В случае его одобрения он уже в мае попадет в Госдуму и вступит в силу с 1 октября 2004 года. Этот документ оказался в распоряжении „Ъ".
Главная сенсация в нем — отмена лицензирования аудита с 1 января 2006 года. Так, согласно законопроекту, из действующего закона об аудите исключается целая статья «Лицензирование аудиторской деятельности». Лицензирование заменяется обязательным членством по крайней мере в одной из семи аккредитованных при Минфине аудиторских саморегулируемых организаций (СРО). И именно СРО берут на себя функции по контролю качества аудиторской деятельности. А для усиления этой функции и введения единых требований и подходов к контролю за аудиторской деятельностью авторы законопроекта (госчиновники и некоторые аудиторы-профессионалы) вводят понятие «союз саморегулируемых аудиторских объединений».

Ъ При Минфине аккредитованы Институт профессиональных аудиторов (ИПАР) национальная федерация консультантов и аудиторов (НФКА), Российская коллегия аудиторов (РКА), Аудиторская палата России (АИР), Московская аудиторская палата, ассоциация аудиторов и бухгалтеров «Содружество» (АБиАС) и Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБР).
МЭРТ — последняя инстанция на пути законопроекта в правительство, так что есть все основания полагать, что этот документ уже не претерпит принципиальных изменений. По словам чиновников, концепция законопроекта была согласована МЭР-Том с представителями Минфина, который по действующему законодательству является регулятором аудиторского рынка. Правда, как известно, ряд этих его функций были признаны избыточными в рамках проходящей в стране административной реформы (см. интервью с заместителем министра финансов Андреем Петровым).
Авторы нового закона предлагают сформировать трехуровневую структуру регулирования аудита. Она должна состоять из государства, негосударственного института (единой общероссийской организации, которая будет координировать деятельность СРО) и собственно СРО.
«За государством должны остаться функции определения политики в области регулирования аудита, утверждения порядка работы и контроля за деятельностью единой аудиторской организации, а также ведения единого госреестра СРО,— разъяснил концепцию нового закона источник „Ъ" в МЭРТе.— Единая общероссийская организация
должна будет разрабатывать и утверждать единый для своих членов кодекс аудиторской этики, стандарты, порядок проведения аттестации и обучения аудиторов, систему контроля качества работы аудиторов, осуществлять контроль за СРО. В функции же СРО войдет контроль качества работы членов СРО, в том числе контроль за соблюдением стандартов аудиторской деятельности, а также аттестация и обучение аудиторов».

Очищение по-министерски
Однако, несмотря на неотвратимое лишение серьезных полномочий по регулированию аудиторского рынка, Минфин не спешит опускать руки. Напротив, он даже активизировал в последнее время свою деятельность в данном направлении. Так, в марте Минфин приостановим лицензии 57 аудиторских фирм в связи с невыполнением требования о наличии в штате не менее пяти аттестованных аудиторов (прежде достаточно было иметь в одного). Это был первый случай применения данной нормы действующего закона об аудите с момента ее вступления в силу 9 сентября 2003 года (зажив, как известно, вступил в сажу 9 сентября 2001 года).
Теперь если фирмы не устранят данное нарушение в течение нескольких недель, то Минфин в полном соответствии с действующим законодательством в судебном порядке отзовет их лицензии. В Минфине не скрывают, что на подходе очередной «расстрельный список». По данным Минфина, в России насчитывается около 7,5 тыс. действующих лицензий на аудиторскую деятельность, а количество фирм, в которых число аттестованных аудиторов близко к критическому, то есть менее или равно пяти, составляет более 20%. Так что если дело пойдет намеченными темпами, то до 1 января 2006 года, момента лишения Минфина функций по лицензированию, министерство избавит рынок от мелких аудиторских фирм и с чистой совестью передаст оставшихся в руки профсоюзов. А там, судя по всему, им не поздоровится.
Причем в связи с этим аудиторские боссы, пожалуй, впервые вменили в вину Минфину не жесткость требований по отношению к участникам рынка, а, наоборот, либерализм. «Они должны были сделать это не сегодня, а на следующий день после того, когда эта норма закона вступила в силу»,— заявил зампред совета РКА Алексей Руф. «Пять аттестованных аудиторов — это минимум, при наличии которого фирму можно называть независимой,— заявила „Ъ" председатель правления ИПАР Дарья Долотенкова.— Минфин поступает правильно». (Об отношении к Минфину руководителей крупных аудиторских профсоюзов см. рубрику «Прямая речь».)
И это не единственный демарш Минфина в отношении своих подопечных. Так, после того как министерство поддержало Банк России, выпустивший рекомендации коммерческим банкам, число российских компаний в этом сегменте рынка может сильно сократиться. Напомним, с 1 января этого года банки должны составлять свою финансовую отчетность по международным стандартам (МС ФО). Пытаясь в связи с этим облегчить участь банкиров, Сергей Игнатьев 25 декабря прошлого года подписал указание ЦБ «О составлении и предоставлении финансовой отчетности кредитными организациями» (№ 1363-У). Также были выпущены методические рекомендации коммерческим банкирам «О порядке составления и предоставления кредитными организациями финансовой отчетности» (№ 181-Т). Именно из-за этого документа и разразился скандал, закончившийся только сегодня — и полным поражением аудиторов. Так, на днях Сергей Игнатьев заявил „Ъ", что переписывать указанные документы не собирается; попытка аудиторских боссов надавить на него через Минфин и на сам Минфин провалилась, I министерство не отказалось от поддержки ЦБ в данном вопросе (см. „Ъ" от 19.02.04).
Напомним, что наибольшее негодование аудиторов вызвало приложение № 5 к рекомендациям ЦБ, гласящее, что «общепринятая международная практика рекомендует организациям, проводящим аудит финансовой отчетности, иметь не менее четырех специалистов, обладающих дипломами международно признанных бухгалтерских ассоциаций и организаций». Более того, среди них должен быть глава аудиторской фирмы, который «является совладельцем аудиторской организации, для того чтобы выражать мнение о достоверности финансовой отчетности кредитных организаций от имени аудиторской организации, подписывать аудиторское заключение именем аудиторской организации в отношении финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, и нести соответствующую ответственность». А также его заместитель — специалист, «ответственный в аудиторской организации за управление рисками», и специалист, ответственный за контроль качества подготовки аудиторского заключения. А подобным критериям пока удовлетворяют лишь единицы российских аудиторских компаний.
Так что рекомендации Банка России остаются в силе, и у аудиторов остался, пожалуй, только один выход — исполнять их. Что же касается тех, кто этого сделать не сможет самостоятельно, то их исчезновение (объединение, укрупнение и прочее), как известно, отвечает планам Минфина по созданию в стране цивилизованного аудиторского рынка.
ВИТАЛИЙ БУЗА


ПРЯМАЯ РЕЧЬ_________________________________________________

ВАМ МИНФИН НУЖЕН?

Анатолий Шеремет,
резидент АБиАС:

— В области образования не нужен. В области регулирования бухучета нужен. В части регулирования, аудита нужен, если он будет проводить политику согласования своих действий с представителями профессии. А вообще, мы считаем, что должны быть самодостаточной организацией.

Людмила Нарышкина,
председатель совета НФКА:

— Минфин как надзорная инстанция нужен непременно. За аудиторами нужен госконтроль, но не тот контроль, который осуществляют сейчас чиновники министерства. Так, проводить контроль качества должны профессионалы: аттестованные аудиторы, имеющие как минимум пятилетний опыт работы в данной профессии, глубоко ее понимающие. А чиновники Минфина тонкостей аудита не понимают, да их, кстати, никто и не обязывал понимать. Так что, на мой взгляд, они должны быть организаторами надзора, производить, так сказать, контроль за осуществлением контроля, который, в свою очередь, должны производить аудиторские профобъединения за своими членами. И вообще, основное общение аудиторов по проблемам профессии должно происходить на уровне профсообщества, а не на уровне чиновников.

Дарья Долотенкова,
председатель правления ИПАР:

— Еще как! Во-первых, весь цивилизованный мир сейчас идет к усилению госрегулирования аудита. Это связано с тем, что даже устоявшиеся традиции саморегулирования на Западе не дают гарантии от крупных аудиторских скандалов. За их примерами далеко ходить не надо — о деле Enron слышали все. Так что говорить о том, что Минфин должен передать все функции по регулированию, преждевременно. Даже при введении обязательного членства аудиторов в СРО ряд функций регулирования профессии должны оставаться за Минфином. Я считаю, что в последнее время Минфин принимает правильные и действенные шаги по, совершенствованию рынка — взять, к примеру, недавнюю приостановку лицензий у нескольких десятков сомнительных аудиторских фирм.

Алексей Руф,
заместитель председателя совета РКА:

— Конечно, нужен аудиторам, стране и лично мне, поскольку я работал там шесть лет. Очень хотелось бы верить в то, что Минфин все-таки начнет заниматься регулированием аудиторской деятельности в России и развитием российского аудита. Не регулированием регулирования, чем он сейчас занимается, а регулированием самой аудиторской деятельности.

Олег Островский,
председатель ИПБР:

— Нужен. Наши профессиональные организации пока очень слабы, и без государства мы не проживем. Государство — гарант единства бухучета, и оно должно определять правила поведения на рынке, выполнять функции по надзору за соблюдением правил ведения бухучета в стране. В мире традиции саморегулирования нашей профессии вызревали столетиями, а нам с нашим десятилетним опытом до этого еще далеко.

Александр Кузнецов,
президент АП СПб:

— Вообще-то на годик я бы его оставил, пока все утрясется. Потом функции по лицензированию я бы передал СРО. По-моему, их должно быть одно-два на всю Россию. Аудиторская палата Санкт-Петербурга была создана еще в 91-м году, и с тех пор она выдавала людям, сдавшим экзамен, аттестаты, а фирмам, отвечающим соответствующим параметрам, лицензии. Это было согласовано с городским финансовым комитетом и городской налоговой инспекцией. Так что опыт в этом деле и все необходимые для этого структуры у нас есть. Затем мы передали свои наработки в Минфин и с большой радостью отметили, что многие наши мысли были использованы при подготовке правительственных документов по лицензированию и аттестации.

Александр Брайко,
исполнительный директор МоАП:

— Конечно, Минфин нужен. Его не может не быть. Разве можно представить какую-нибудь нормальную страну без Минфина, в том числе и Россию. Минфин является главным идеологом развития бухучета в стране, а аудит, как известно, является постоянным спутником бухучета. Так что отнимать в одночасье у Минфина все функции по регулированию аудита я бы не стал. И насколько я знаю, никто этого еще не сделал.

Борис Соколов,
президент АПР:

— Да. Тем более на момент переходного периода от госрегулирования к саморегулированию. Иначе все рухнет, действующие профобъединения на сегодня не готовы нести всю нагрузку по регулированию профессии. Некоторые горячие головы предлагают прямо сейчас отнять у Минфина все функции, но я считаю, что это будет ломка дров. Нужно, чтобы прописанная в законопроекте единая СРО встала на ноги, обзавелась инфраструктурой и только после этого потихонечку брала на себя функции по регулированию. И даже после этого Минфин должен выполнять некоторые надзорные функции: скажем, ведение реестра профобъединений, осуществление их связи с органами власти — правительством, Думой.



ИНТЕРВЬЮ___________________________________________________

Андрей Петров
Заместитель министра финансов РФ
«Отмена лицензирования „компенсируется" обязательным членством в СРО»

- Как реформа правительства отразится на регулировании аудиторского рынка и какую роль будет играть в нем Минфин?
- Реструктуризация правительства, естественно, не посвящена только аудиту, она является логическим следствием политики президента и правительства, направленной на создание компактного, отлаженного института федеральных органов исполнительной власти. Минфин на сегодня является таким органом по госрегулированию аудиторской деятельности, и естественно, что определенные трансформации в нем будут происходить и в отношении функции, возложенной на него законом об аудиторской деятельности и постановлениями правительства, вышедшими в развитие закона. Кстати, здесь произошло и весьма удачное совпадение — еще в конце прошлого года комиссия по административной реформе приняла решение о ликвидации ряда признанных потенциально избыточными функций Минфина, связанных с госрегулированием аудита, а именно: контроль качества аудиторской деятельности, подготовка и переподготовка аудиторских кадров. Так что никакой катастрофы не произошло. Минфин продолжает исполнять функции по регулированию аудита — этот факт еще никто не отменял.

- Как идущая сегодня реорганизация министерства отразится на судьбе аудиторского департамента?

- Департамент по организации аудиторской деятельности министерства будет, вероятнее всего, реорганизован. Скорее всего, он будет укрупнен в рамках принятого правительством решения о сокращении департаментов министерств, слит с другим департаментом. Кто его возглавит, я сейчас сказать не могу, потому что пока не знаю — никаких приказов об отставках и назначениях пока нет, все остаются на своих местах и выполняют свои прежние обязанности. Но в любом случае функции регулирования аудиторской деятельности остаются в ведении Минфина — даже с учетом того факта, что ряд функций отойдет от него в рамках административной реформы к СРО.

- Еще один немаловажный волнующий аудиторское сообщество это вопрос изменения закона об ауте. Правда ли, что сбор поправок в не уже завершен и в ближайшее время они поступят в правительство?
- Да, в данное время в Минэкономразвития завершается процесс согласования законопроекта, и буквально через несколько дней они будут внесены в правительство.

- Можете назвать ключевые поправки?
- В первую очередь это передача функций регулирования аудиторской деятельности, признанных потенциально избыточными в сфере госрегулирования, единому общероссийскому аудиторскому объединению и саморегулируемым профессиональным аудиторским объединениям. Так, отмена лицензирования аудиторской деятельности — с 1 января 2006 года — в законопроекте компенсируется такими мерами, как обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций хотя бы в одной из СРО аудиторов, а также обязательным страхованием гражданской ответственности индивидуальных аудиторов и аудиторских фирм.

- Если можно так выразиться, чей это законопроект — Минфина, правительства или аудиторского сообщества?
- Законопроект подготовлен по поручению Минфина и совета по аудиторской деятельности при министерстве специально созданной комиссией. Так что он согласован Минфином с аудиторским сообществом, пользователями услуг и досогласовывается с другими министерствами.

- Поправки предусматривают создание единого общероссийского аудиторского профобъединения. Каким оно вам видится, в каких целях создается?
- Полагаю, что прежде всего это должна быть некоммерческая организация, объединяющая аудиторские СРО, включенные в единый госреестр. Которая представляет интересы и координирует деятельность аудиторских ферм, индивидуальных аудиторов и аудиторских профобъединений. Единое объединение создается для координации деятельности профобъединений в вопросах аттестации и повышения квалификации аудиторов, контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, других вопросов саморегулирования профессии. В общем, с одной стороны, будет обязательное членство в СРО, ас другой — координирующий орган, осуществляющий контроль за ними.


- Какие основные проблемы создания единой СРО?
- разобщенность и недостаточная согласованность их действий, их слабость в организицонном плане. Большинство аудито-тоов и аудиторских компаний не состоят в настоящее время ни в одном из аккредито-ваных профобъединений. Также проблемой является отсутствие законодательной базы. в частности, закона о СРО.

- Недавно российское представительство крупнейшей в мире аудиторской фирмы PricewaterhouseCoopers объявило о намерении вступить сразу в два российских объединения — аудиторов и бухгалтеров — АПР и ИПБР. Как вы оцениваете это намерение с точки зрения развития саморегулирования отечественного рынка аудита?
- Положительно. Мы не регламентируем, не контролируем, не стимулируем и, конечно, не прекращаем такие процессы. Если фирмы «большой четверки», другие иностранные компании, работающие в России, приняли такое решение, значит, это интересно, значит, идет процесс саморегулирования. Мы это приветствуем. Как известно, наряду с физическими лицами получить лицензии на осуществление аудиторской деятельности имеют право российские юридические лица, каковыми являются и фирмы «большой четверки», действующие в России. Как я уже сказал, обязательное членство аудиторской фирмы в одной из СРО прописано законопроектом. Данный порядок предполагается распространить и на фирмы с участием иностранного капитала.

- Семь аккредитованных при Минфине аудиторских объединений хоть и являются ведущими, крупнейшими в РФ, но не включают в себя всех лицензиатов, не охватывают весь рынок. А если учесть, что не все компании «большой четверки», которые контролируют 70% рынка, пока входят в российские профобъединения, то получается, что Минфин отвечает далеко не за весь рынок. Не кажется ли вам такая ситуация ненормальной?

- Минфин регулирует деятельность всех аудиторов независимо от того, состоят ли они в аккредитованных профобъединениях. В случае если аудитор в них, его деятельность регулируется Минфином напрямую.

- Прокомментируйте дискуссию вокруг рекомендаций Банка России коммерческим банкам по подготовке отчетности по МСФО. Почему Минфин поддержал в данном вопросе ЦБ?
- Рекомендации ЦБ, они и есть рекомендации ЦБ. И Минфин к этому не имеет никакого отношения, опять же поскольку эти рекомендации были сделаны для кредитных организаций. Другое дело, что Приложение № 5 к этим рекомендациям действительно было согласовано с Минфином. ЦБ совершенно справедливо озаботился такой проблемой, как переход банков на МСФО. Эти рекомендации не надо рассматривать как обязательное требование. И об этом не устаем повторять и мы, и ЦБ. За их неисполнение никаких санкций ЦБ не предусматривает. Более того, рабочая группа Минфина уже разработала свои комментарии по поводу пятого приложения, и скоро они будут опубликованы Минфином. ЦБ же донесет их до банков по своим каналам. Тем не менее хочу обратить внимание: да, данные рекомендации не носят обязательного характера до введения термина «МСФО» в законодательство РФ, но аудиторские организации должны заранее готовиться к обязательному проведению аудита отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.

- Основная претензия к пятому приложению — размытая трактовка понятия «международно признанный диплом». Что это за диплом и кем он должен быть признан?
- К компетенции Минфина напрямую не относится право толкования термина«международно признанный диплом», темне менее экспертами совета по аудиторской деятельности Минфина подготовлены дополнительные разъяснения по данному вопросу, и они тоже скоро будут доведены до общественности.

- Расскажите, какова судьба так называемого «пятого сертификата» Минфина—по МСФО?
- Термин «МСФО» предусмотрен законопроектом «О консолидированной финансовой отчетности», который, насколько мне известно, планируется рассмотреть в Госдуме уже в первом полугодии этого года. Аттестат по аудиту отчетности, подготовленный в соответствии с МСФО, будет вводиться после появления понятия МСФО в законодательстве РФ. Что же касается подготовительной работы по данному вопросу, тоона практически завершена соответствующей комиссией совета по аудиторской деятельности совместно с департаментом по организации аудиторской деятельности. Проведены и предварительные согласования с Минюстом. Так что к концу года в России появятся счастливые обладатели этого сертификата — подготовленные в нашей стране специалисты по МСФО.


Интервью взял ВИТАЛИЙ БУЗА





Главная > Новости

Оптимизация и поддержка сайта - Bi-group.ru
-