Коммерсант. 08.04.04 №63
ТЕНДЕНЦИИ__________________________________________________
НА РЫНКЕ АУДИТА СТАНЕТ СВОБОДНЕЕ
«У аудиторов будет меньше начальства и конкурентов»
В ближайшие дни в правительство будет внесен законопроект, согласно которому
Минфин должен лишиться ряда функций по регулированию рынка аудита. В случае
принятия этого закона жизнь аудиторов в России изменится самым радикальным
образом. Пока же ее меняет Минфин: благодаря его последним действиям число
российских аудиторских компаний может сильно сократиться.
Аудиторов разрегулируют
По данным источников „Ъ" в Минфине и Министерстве экономического развития и
торговли (МЭРТ), до 10 апреля МЭРТ внесет в правительство проект закона «О
внесении изменений и дополнений в федеральный закон „Об аудиторской
деятельности"». В случае его одобрения он уже в мае попадет в Госдуму и вступит
в силу с 1 октября 2004 года. Этот документ оказался в распоряжении „Ъ".
Главная сенсация в нем — отмена лицензирования аудита с 1 января 2006 года. Так,
согласно законопроекту, из действующего закона об аудите исключается целая
статья «Лицензирование аудиторской деятельности». Лицензирование заменяется
обязательным членством по крайней мере в одной из семи аккредитованных при
Минфине аудиторских саморегулируемых организаций (СРО). И именно СРО берут на
себя функции по контролю качества аудиторской деятельности. А для усиления этой
функции и введения единых требований и подходов к контролю за аудиторской
деятельностью авторы законопроекта (госчиновники и некоторые
аудиторы-профессионалы) вводят понятие «союз саморегулируемых аудиторских
объединений».
Ъ При Минфине аккредитованы Институт
профессиональных аудиторов (ИПАР) национальная федерация консультантов и
аудиторов (НФКА), Российская коллегия аудиторов (РКА), Аудиторская палата России
(АИР), Московская аудиторская палата, ассоциация аудиторов и бухгалтеров
«Содружество» (АБиАС) и Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБР).
МЭРТ — последняя инстанция на пути законопроекта в правительство, так что есть
все основания полагать, что этот документ уже не претерпит принципиальных
изменений. По словам чиновников, концепция законопроекта была согласована
МЭР-Том с представителями Минфина, который по действующему законодательству
является регулятором аудиторского рынка. Правда, как известно, ряд этих его
функций были признаны избыточными в рамках проходящей в стране административной
реформы (см. интервью с заместителем министра финансов Андреем Петровым).
Авторы нового закона предлагают сформировать трехуровневую структуру
регулирования аудита. Она должна состоять из государства, негосударственного
института (единой общероссийской организации, которая будет координировать
деятельность СРО) и собственно СРО.
«За государством должны остаться функции определения политики в области
регулирования аудита, утверждения порядка работы и контроля за деятельностью
единой аудиторской организации, а также ведения единого госреестра СРО,—
разъяснил концепцию нового закона источник „Ъ" в МЭРТе.— Единая общероссийская
организация
должна будет разрабатывать и утверждать единый для своих членов кодекс
аудиторской этики, стандарты, порядок проведения аттестации и обучения
аудиторов, систему контроля качества работы аудиторов, осуществлять контроль за
СРО. В функции же СРО войдет контроль качества работы членов СРО, в том числе
контроль за соблюдением стандартов аудиторской деятельности, а также аттестация
и обучение аудиторов».
Очищение по-министерски
Однако, несмотря на неотвратимое лишение серьезных полномочий по регулированию
аудиторского рынка, Минфин не спешит опускать руки. Напротив, он даже
активизировал в последнее время свою деятельность в данном направлении. Так, в
марте Минфин приостановим лицензии 57 аудиторских фирм в связи с невыполнением
требования о наличии в штате не менее пяти аттестованных аудиторов (прежде
достаточно было иметь в одного). Это был первый случай применения данной нормы
действующего закона об аудите с момента ее вступления в силу 9 сентября 2003
года (зажив, как известно, вступил в сажу 9 сентября 2001 года).
Теперь если фирмы не устранят данное нарушение в течение нескольких недель, то
Минфин в полном соответствии с действующим законодательством в судебном порядке
отзовет их лицензии. В Минфине не скрывают, что на подходе очередной
«расстрельный список». По данным Минфина, в России насчитывается около 7,5 тыс.
действующих лицензий на аудиторскую деятельность, а количество фирм, в которых
число аттестованных аудиторов близко к критическому, то есть менее или равно
пяти, составляет более 20%. Так что если дело пойдет намеченными темпами, то до
1 января 2006 года, момента лишения Минфина функций по лицензированию,
министерство избавит рынок от мелких аудиторских фирм и с чистой совестью
передаст оставшихся в руки профсоюзов. А там, судя по всему, им не поздоровится.
Причем в связи с этим аудиторские боссы, пожалуй, впервые вменили в вину Минфину
не жесткость требований по отношению к участникам рынка, а, наоборот,
либерализм. «Они должны были сделать это не сегодня, а на следующий день после
того, когда эта норма закона вступила в силу»,— заявил зампред совета РКА
Алексей Руф. «Пять аттестованных аудиторов — это минимум, при наличии которого
фирму можно называть независимой,— заявила „Ъ" председатель правления ИПАР Дарья
Долотенкова.— Минфин поступает правильно». (Об отношении к Минфину руководителей
крупных аудиторских профсоюзов см. рубрику «Прямая речь».)
И это не единственный демарш Минфина в отношении своих подопечных. Так, после
того как министерство поддержало Банк России, выпустивший рекомендации
коммерческим банкам, число российских компаний в этом сегменте рынка может
сильно сократиться. Напомним, с 1 января этого года банки должны составлять свою
финансовую отчетность по международным стандартам (МС ФО). Пытаясь в связи с
этим облегчить участь банкиров, Сергей Игнатьев 25 декабря прошлого года
подписал указание ЦБ «О составлении и предоставлении финансовой отчетности
кредитными организациями» (№ 1363-У). Также были выпущены методические
рекомендации коммерческим банкирам «О порядке составления и предоставления
кредитными организациями финансовой отчетности» (№ 181-Т). Именно из-за этого
документа и разразился скандал, закончившийся только сегодня — и полным
поражением аудиторов. Так, на днях Сергей Игнатьев заявил „Ъ", что переписывать
указанные документы не собирается; попытка аудиторских боссов надавить на него
через Минфин и на сам Минфин провалилась, I министерство не отказалось от
поддержки ЦБ в данном вопросе (см. „Ъ" от 19.02.04).
Напомним, что наибольшее негодование аудиторов вызвало приложение № 5 к
рекомендациям ЦБ, гласящее, что «общепринятая международная практика рекомендует
организациям, проводящим аудит финансовой отчетности, иметь не менее четырех
специалистов, обладающих дипломами международно признанных бухгалтерских
ассоциаций и организаций». Более того, среди них должен быть глава аудиторской
фирмы, который «является совладельцем аудиторской организации, для того чтобы
выражать мнение о достоверности финансовой отчетности кредитных организаций от
имени аудиторской организации, подписывать аудиторское заключение именем
аудиторской организации в отношении финансовой отчетности, подготовленной в
соответствии с МСФО, и нести соответствующую ответственность». А также его
заместитель — специалист, «ответственный в аудиторской организации за управление
рисками», и специалист, ответственный за контроль качества подготовки
аудиторского заключения. А подобным критериям пока удовлетворяют лишь единицы
российских аудиторских компаний.
Так что рекомендации Банка России остаются в силе, и у аудиторов остался,
пожалуй, только один выход — исполнять их. Что же касается тех, кто этого
сделать не сможет самостоятельно, то их исчезновение (объединение, укрупнение и
прочее), как известно, отвечает планам Минфина по созданию в стране
цивилизованного аудиторского рынка.
ВИТАЛИЙ БУЗА
ПРЯМАЯ РЕЧЬ_________________________________________________
ВАМ МИНФИН НУЖЕН?
Анатолий Шеремет,
резидент АБиАС:
— В области образования не нужен. В области регулирования бухучета нужен. В
части регулирования, аудита нужен, если он будет проводить политику согласования
своих действий с представителями профессии. А вообще, мы считаем, что должны
быть самодостаточной организацией.
Людмила Нарышкина,
председатель совета НФКА:
— Минфин как надзорная инстанция нужен непременно. За аудиторами нужен
госконтроль, но не тот контроль, который осуществляют сейчас чиновники
министерства. Так, проводить контроль качества должны профессионалы:
аттестованные аудиторы, имеющие как минимум пятилетний опыт работы в данной
профессии, глубоко ее понимающие. А чиновники Минфина тонкостей аудита не
понимают, да их, кстати, никто и не обязывал понимать. Так что, на мой взгляд,
они должны быть организаторами надзора, производить, так сказать, контроль за
осуществлением контроля, который, в свою очередь, должны производить аудиторские
профобъединения за своими членами. И вообще, основное общение аудиторов по
проблемам профессии должно происходить на уровне профсообщества, а не на уровне
чиновников.
Дарья Долотенкова,
председатель правления ИПАР:
— Еще как! Во-первых, весь цивилизованный мир сейчас идет к усилению
госрегулирования аудита. Это связано с тем, что даже устоявшиеся традиции
саморегулирования на Западе не дают гарантии от крупных аудиторских скандалов.
За их примерами далеко ходить не надо — о деле Enron слышали все. Так что
говорить о том, что Минфин должен передать все функции по регулированию,
преждевременно. Даже при введении обязательного членства аудиторов в СРО ряд
функций регулирования профессии должны оставаться за Минфином. Я считаю, что в
последнее время Минфин принимает правильные и действенные шаги по,
совершенствованию рынка — взять, к примеру, недавнюю приостановку лицензий у
нескольких десятков сомнительных аудиторских фирм.
Алексей Руф,
заместитель председателя совета РКА:
— Конечно, нужен аудиторам, стране и лично мне, поскольку я работал там шесть
лет. Очень хотелось бы верить в то, что Минфин все-таки начнет заниматься
регулированием аудиторской деятельности в России и развитием российского аудита.
Не регулированием регулирования, чем он сейчас занимается, а регулированием
самой аудиторской деятельности.
Олег Островский,
председатель ИПБР:
— Нужен. Наши профессиональные организации пока очень слабы, и без государства
мы не проживем. Государство — гарант единства бухучета, и оно должно определять
правила поведения на рынке, выполнять функции по надзору за соблюдением правил
ведения бухучета в стране. В мире традиции саморегулирования нашей профессии
вызревали столетиями, а нам с нашим десятилетним опытом до этого еще далеко.
Александр Кузнецов,
президент АП СПб:
— Вообще-то на годик я бы его оставил, пока все утрясется. Потом функции по
лицензированию я бы передал СРО. По-моему, их должно быть одно-два на всю
Россию. Аудиторская палата Санкт-Петербурга была создана еще в 91-м году, и с
тех пор она выдавала людям, сдавшим экзамен, аттестаты, а фирмам, отвечающим
соответствующим параметрам, лицензии. Это было согласовано с городским
финансовым комитетом и городской налоговой инспекцией. Так что опыт в этом деле
и все необходимые для этого структуры у нас есть. Затем мы передали свои
наработки в Минфин и с большой радостью отметили, что многие наши мысли были
использованы при подготовке правительственных документов по лицензированию и
аттестации.
Александр Брайко,
исполнительный директор МоАП:
— Конечно, Минфин нужен. Его не может не быть. Разве можно представить
какую-нибудь нормальную страну без Минфина, в том числе и Россию. Минфин
является главным идеологом развития бухучета в стране, а аудит, как известно,
является постоянным спутником бухучета. Так что отнимать в одночасье у Минфина
все функции по регулированию аудита я бы не стал. И насколько я знаю, никто
этого еще не сделал.
Борис Соколов,
президент АПР:
— Да. Тем более на момент переходного периода от госрегулирования к
саморегулированию. Иначе все рухнет, действующие профобъединения на сегодня не
готовы нести всю нагрузку по регулированию профессии. Некоторые горячие головы
предлагают прямо сейчас отнять у Минфина все функции, но я считаю, что это будет
ломка дров. Нужно, чтобы прописанная в законопроекте единая СРО встала на ноги,
обзавелась инфраструктурой и только после этого потихонечку брала на себя
функции по регулированию. И даже после этого Минфин должен выполнять некоторые
надзорные функции: скажем, ведение реестра профобъединений, осуществление их
связи с органами власти — правительством, Думой.
ИНТЕРВЬЮ___________________________________________________
Андрей Петров
Заместитель министра финансов РФ
«Отмена лицензирования „компенсируется" обязательным членством в СРО»
- Как реформа правительства отразится на регулировании аудиторского рынка и
какую роль будет играть в нем Минфин?
-
Реструктуризация правительства, естественно, не посвящена только аудиту, она
является логическим следствием политики президента и правительства, направленной
на создание компактного, отлаженного института федеральных органов
исполнительной власти. Минфин на сегодня является таким органом по
госрегулированию аудиторской деятельности, и естественно, что определенные
трансформации в нем будут происходить и в отношении функции, возложенной на него
законом об аудиторской деятельности и постановлениями правительства, вышедшими в
развитие закона. Кстати, здесь произошло и весьма удачное совпадение — еще в
конце прошлого года комиссия по административной реформе приняла решение о
ликвидации ряда признанных потенциально избыточными функций Минфина, связанных с
госрегулированием аудита, а именно: контроль качества аудиторской деятельности,
подготовка и переподготовка аудиторских кадров. Так что никакой катастрофы не
произошло. Минфин продолжает исполнять функции по регулированию аудита — этот
факт еще никто не отменял.
- Как идущая сегодня реорганизация министерства отразится на судьбе аудиторского
департамента?
- Департамент по организации аудиторской деятельности министерства будет,
вероятнее всего, реорганизован. Скорее всего, он будет укрупнен в рамках
принятого правительством решения о сокращении департаментов министерств, слит с
другим департаментом. Кто его возглавит, я сейчас сказать не могу, потому что
пока не знаю — никаких приказов об отставках и назначениях пока нет, все
остаются на своих местах и выполняют свои прежние обязанности. Но в любом случае
функции регулирования аудиторской деятельности остаются в ведении Минфина — даже
с учетом того факта, что ряд функций отойдет от него в рамках административной
реформы к СРО.
- Еще один немаловажный волнующий аудиторское сообщество это вопрос изменения
закона об ауте. Правда ли, что сбор поправок в не уже завершен и в ближайшее
время они поступят в правительство?
-
Да, в данное время в Минэкономразвития завершается процесс согласования
законопроекта, и буквально через несколько дней они будут внесены в
правительство.
- Можете назвать ключевые поправки?
-
В первую очередь это передача функций регулирования аудиторской деятельности,
признанных потенциально избыточными в сфере госрегулирования, единому
общероссийскому аудиторскому объединению и саморегулируемым профессиональным
аудиторским объединениям. Так, отмена лицензирования аудиторской деятельности —
с 1 января 2006 года — в законопроекте компенсируется такими мерами, как
обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций хотя бы в одной из СРО
аудиторов, а также обязательным страхованием гражданской ответственности
индивидуальных аудиторов и аудиторских фирм.
- Если можно так выразиться, чей это законопроект — Минфина, правительства или
аудиторского сообщества?
-
Законопроект подготовлен по поручению Минфина и совета по аудиторской
деятельности при министерстве специально созданной комиссией. Так что он
согласован Минфином с аудиторским сообществом, пользователями услуг и
досогласовывается с другими министерствами.
- Поправки предусматривают создание единого общероссийского аудиторского
профобъединения. Каким оно вам видится, в каких целях создается?
-
Полагаю, что прежде всего это должна быть некоммерческая организация,
объединяющая аудиторские СРО, включенные в единый госреестр. Которая
представляет интересы и координирует деятельность аудиторских ферм,
индивидуальных аудиторов и аудиторских профобъединений. Единое объединение
создается для координации деятельности профобъединений в вопросах аттестации и
повышения квалификации аудиторов, контроля качества работы аудиторов и
аудиторских организаций, других вопросов саморегулирования профессии. В общем, с
одной стороны, будет обязательное членство в СРО, ас другой — координирующий
орган, осуществляющий контроль за ними.
- Какие основные проблемы создания единой СРО?
-
разобщенность и недостаточная согласованность их действий, их слабость в
организицонном плане. Большинство аудито-тоов и аудиторских компаний не состоят
в настоящее время ни в одном из аккредито-ваных профобъединений. Также проблемой
является отсутствие законодательной базы. в частности, закона о СРО.
- Недавно российское представительство крупнейшей в мире аудиторской фирмы
PricewaterhouseCoopers объявило о намерении вступить сразу в два российских
объединения — аудиторов и бухгалтеров — АПР и ИПБР. Как вы оцениваете это
намерение с точки зрения развития саморегулирования отечественного рынка аудита?
- Положительно. Мы не регламентируем, не контролируем, не стимулируем и, конечно,
не прекращаем такие процессы. Если фирмы «большой четверки», другие иностранные
компании, работающие в России, приняли такое решение, значит, это интересно,
значит, идет процесс саморегулирования. Мы это приветствуем. Как известно,
наряду с физическими лицами получить лицензии на осуществление аудиторской
деятельности имеют право российские юридические лица, каковыми являются и фирмы
«большой четверки», действующие в России. Как я уже сказал, обязательное
членство аудиторской фирмы в одной из СРО прописано законопроектом. Данный
порядок предполагается распространить и на фирмы с участием иностранного
капитала.
- Семь аккредитованных при Минфине аудиторских объединений хоть и являются
ведущими, крупнейшими в РФ, но не включают в себя всех лицензиатов, не
охватывают весь рынок. А если учесть, что не все компании «большой четверки»,
которые контролируют 70% рынка, пока входят в российские профобъединения, то
получается, что Минфин отвечает далеко не за весь рынок. Не кажется ли вам такая
ситуация ненормальной?
-
Минфин регулирует деятельность всех аудиторов независимо от того, состоят ли они
в аккредитованных профобъединениях. В случае если аудитор в них, его
деятельность регулируется Минфином напрямую.
- Прокомментируйте дискуссию вокруг рекомендаций Банка России коммерческим
банкам по подготовке отчетности по МСФО. Почему Минфин поддержал в данном
вопросе ЦБ?
-
Рекомендации ЦБ, они и есть рекомендации ЦБ. И Минфин к этому не имеет никакого
отношения, опять же поскольку эти рекомендации были сделаны для кредитных
организаций. Другое дело, что Приложение № 5 к этим рекомендациям действительно
было согласовано с Минфином. ЦБ совершенно справедливо озаботился такой
проблемой, как переход банков на МСФО. Эти рекомендации не надо рассматривать
как обязательное требование. И об этом не устаем повторять и мы, и ЦБ. За их
неисполнение никаких санкций ЦБ не предусматривает. Более того, рабочая группа
Минфина уже разработала свои комментарии по поводу пятого приложения, и скоро
они будут опубликованы Минфином. ЦБ же донесет их до банков по своим каналам.
Тем не менее хочу обратить внимание: да, данные рекомендации не носят
обязательного характера до введения термина «МСФО» в законодательство РФ, но
аудиторские организации должны заранее готовиться к обязательному проведению
аудита отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.
- Основная претензия к пятому приложению — размытая трактовка понятия
«международно признанный диплом». Что это за диплом и кем он должен быть
признан?
-
К компетенции Минфина напрямую не относится право толкования
термина«международно признанный диплом», темне менее экспертами совета по
аудиторской деятельности Минфина подготовлены дополнительные разъяснения по
данному вопросу, и они тоже скоро будут доведены до общественности.
- Расскажите, какова судьба так называемого «пятого сертификата» Минфина—по
МСФО?
-
Термин «МСФО» предусмотрен законопроектом «О консолидированной финансовой
отчетности», который, насколько мне известно, планируется рассмотреть в Госдуме
уже в первом полугодии этого года. Аттестат по аудиту отчетности, подготовленный
в соответствии с МСФО, будет вводиться после появления понятия МСФО в
законодательстве РФ. Что же касается подготовительной работы по данному вопросу,
тоона практически завершена соответствующей комиссией совета по аудиторской
деятельности совместно с департаментом по организации аудиторской деятельности.
Проведены и предварительные согласования с Минюстом. Так что к концу года в
России появятся счастливые обладатели этого сертификата — подготовленные в нашей
стране специалисты по МСФО.
Интервью взял ВИТАЛИЙ БУЗА



Главная > Новости