Попытки отменить действующий судебный порядок взыскания налоговых штрафов
предпринимаются уже не первый год. Заинтересованы в этом многие. Во-первых,
налоговики, которым из-за каждого даже «копеечного» нарушения приходится
обращаться в суд, а следовательно, тратить на это время и бюджетные деньги.
Во-вторых, сами суды, которым эти дела приходится разгребать. Последнюю попытку
ввести внесудебный порядок взыскания штрафов правительство предприняло в этом
году, включив это предложение в поправки в первую часть Налогового кодекса,
направленные на упорядочение проверочной деятельности налоговиков. Однако под
давлением бизнес-сообщества эта новация из текста законопроекта была исключена.
После этого эстафету борьбы за отмену судебного порядка взыскания налоговых
санкций у правительства приняла в свои руки администрация президента. Она
предпочла действовать под лозунгом заботы о налогоплательщиках.
Как сообщил вчера депутатам советник президента Вениамин Яковлев, начиная с 1992
года количество административных дел в арбитражных судах выросло с 1,5% до 60%
от общего количества в 2004 году. Причем ежегодно число подобных дел фактически
удваивается. «Во многих случаях судам приходится рассматривать дела, в которых
вообще нет спора, то есть выполнять несвойственные им функции»,— заявил
президентский советник. Для сравнения он привел Францию, в которой в суды
попадает только 1 % возникающих административных споров. Все остальные решаются
во внесудебном порядке.
«У нас суд превращается в придаток административной власти. Поэтому нам
необходимо совершенствовать досудебное урегулирование споров при одновременном
сохранении судебного контроля в этой сфере»,— пояснил Вениамин Яковлев. Только
так, по его мнению, можно добиться существенного повышения ответственности
власти за выносимые ею решения, которые обязательно станут более взвешенными, от
чего выиграют в первую очередь налогоплательщики. Кроме того, налогоплательщикам
не придется нести дополнительные расходы при рассмотрении «мелких» дел в судах,
а главное, «доступность правосудия» будет им гарантирована, так как суды больше
не будут перегружены.
Суть предлагаемых президентской администрацией новаций такова: вводится
внесудебный порядок взыскания штрафных санкций, при котором налоговые органы
смогут взимать штрафы самостоятельно в случаях, когда размер такого штрафа по
одному налогу не превышает для организаций 50 тыс. руб., а для индивидуальных
предпринимателей—5 тыс. руб. Если же налогоплательщик не согласен заплатить
налоговикам эту сумму, то он может обжаловать решение о наложении штрафа либо в
вышестоящем налоговом органе, что автоматически приостанавливает процедуру
привлечения налогоплательщика к ответственности, либо, как и сейчас, в суде.
На первый взгляд суммы штрафов, разрешенных для бесспорного взыскания, выглядят
незначительными. Однако депутаты опасаются, что у налоговых органов появится
стимул «дробить» крупные штрафы на мелкие и пытаться их взыскать без суда. Проще
говоря, налогов много, налоговые периоды у них разные, по каждому из них можно
насчитать штраф. Понятно, что в этом случае речь будет идти уже не о 5 тыс. и
даже не о 50 тыс. руб. Как подсчитала глава думского налогового подкомитета
Наталья Бурыкина, ежегодные суммы штрафов, которые можно будет накладывать во
внесудебном порядке для крупных предприятий, могут превышать 10 млн. руб., а для
индивидуальных предпринимателей — 500 тыс. руб. Именно поэтому, по мнению
парламентариев, ко второму чтению законопроекта необходимо ограничить предельную
сумму штрафов, взыскиваемых в бесспорном порядке за год с одного
налогоплательщика.
Кроме того, депутаты настаивают на том, чтобы в законопроекте были предусмотрены
четкие процедуры внесудебного взыскания налоговых санкций. «Для того чтобы на
стадии взыскания отсутствие спора с налогоплательщиком было очевидным,
необходимо, чтобы лицо, привлеченное к ответственности, не только получило
информацию, что в отношении него вынесено решение, но и активно участвовало бы в
производстве по делу»,— отмечается в заключении бюджетного комитета на
президентский законопроект. По словам парламентариев, «в настоящее время на
стадии вынесения налоговым органом решения о привлечении лица к ответственности
налогоплательщик не только лишен возможности заявлять свою позицию, но и чаще
всего не имеет даже информации, что его собираются привлечь к ответственности».
«В такой ситуации отсутствие спора может быть следствием простого неведения
лица, привлеченного к ответственности»,— говорится в депутатском заключении.
«Все, что в той или иной степени может ущемить права налогоплательщиков, должно
быть доработано во втором чтении»,— заявил зампред бюджетного комитета Андрей
Макаров. Его поддержал и Вениамин Яковлев, заявив, что администрация президента
готова учесть предложения депутатов.
Впрочем, в том, что депутатам и президентским чиновникам удастся сдержать свои
обещания, в Госдуме верят не все. «Все это правильно. Но не надо забывать о
существующем произволе налоговых органов в отношении налогоплательщиков. Надо
еще разобраться, что большее зло: загруженность судов или ужесточение
административных барьеров со стороны налоговиков. А именно к этому приведет
принятие законопроекта»,— предостерегла товарищей Оксана Дмитриева. Но ее
риторический вопрос остался без ответа. Бюджетный комитет президентскую
инициативу дружно поддержал.