на главную  

Содержание раздела:

> Учет расходов при временном отсутствии доходов
> Когда «входной» НДС включается в расходы
> Как применять ПБУ 18/02? > Учет расходов на медицинские осмотры работников
> Учет и налогообложение расходов на питание работников
> Учет авторских прав на произведения литературы
> Минфин уничтожил 10% аудиторского рынка
> Дешевого аудита больше не будет. Рынок аудиторских услуг

> Очереди в налоговую инспекцию станут стандартными
> Депутаты отменяют судебное взыскание штрафов

 


ДЕПУТАТЫ ОТМЕНЯЮТ СУДЕБНОЕ ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФОВ

Вчера бюджетный комитет Госдумы рекомендовал к принятию в первом чтении президентский законопроект «О внесении изменений в законодательные акты в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров». Суть его состоит в отмене действующего судебного порядка взыскания штрафов за налоговые правонарушения для организаций и индивидуальных предпринимателей. Авторы законопроекта обещают, что без суда с налогоплательщиков будут взыскивать только незначительные суммы. Однако депутаты уже подсчитали, что с некоторых налогоплательщиков по новому закону можно будет взыскивать без суда и следствия десятки миллионов рублей ежегодно.

Попытки отменить действующий судебный порядок взыскания налоговых штрафов предпринимаются уже не первый год. Заинтересованы в этом многие. Во-первых, налоговики, которым из-за каждого даже «копеечного» нарушения приходится обращаться в суд, а следовательно, тратить на это время и бюджетные деньги. Во-вторых, сами суды, которым эти дела приходится разгребать. Последнюю попытку ввести внесудебный порядок взыскания штрафов правительство предприняло в этом году, включив это предложение в поправки в первую часть Налогового кодекса, направленные на упорядочение проверочной деятельности налоговиков. Однако под давлением бизнес-сообщества эта новация из текста законопроекта была исключена. После этого эстафету борьбы за отмену судебного порядка взыскания налоговых санкций у правительства приняла в свои руки администрация президента. Она предпочла действовать под лозунгом заботы о налогоплательщиках.
 
Как сообщил вчера депутатам советник президента Вениамин Яковлев, начиная с 1992 года количество административных дел в арбитражных судах выросло с 1,5% до 60% от общего количества в 2004 году. Причем ежегодно число подобных дел фактически удваивается. «Во многих случаях судам приходится рассматривать дела, в которых вообще нет спора, то есть выполнять несвойственные им функции»,— заявил президентский советник. Для сравнения он привел Францию, в которой в суды попадает только 1 % возникающих административных споров. Все остальные решаются во внесудебном порядке.

«У нас суд превращается в придаток административной власти. Поэтому нам необходимо совершенствовать досудебное урегулирование споров при одновременном сохранении судебного контроля в этой сфере»,— пояснил Вениамин Яковлев. Только так, по его мнению, можно добиться существенного повышения ответственности власти за выносимые ею решения, которые обязательно станут более взвешенными, от чего выиграют в первую очередь налогоплательщики. Кроме того, налогоплательщикам не придется нести дополнительные расходы при рассмотрении «мелких» дел в судах, а главное, «доступность правосудия» будет им гарантирована, так как суды больше не будут перегружены.

Суть предлагаемых президентской администрацией новаций такова: вводится внесудебный порядок взыскания штрафных санкций, при котором налоговые органы смогут взимать штрафы самостоятельно в случаях, когда размер такого штрафа по одному налогу не превышает для организаций 50 тыс. руб., а для индивидуальных предпринимателей—5 тыс. руб. Если же налогоплательщик не согласен заплатить налоговикам эту сумму, то он может обжаловать решение о наложении штрафа либо в вышестоящем налоговом органе, что автоматически приостанавливает процедуру привлечения налогоплательщика к ответственности, либо, как и сейчас, в суде.

На первый взгляд суммы штрафов, разрешенных для бесспорного взыскания, выглядят незначительными. Однако депутаты опасаются, что у налоговых органов появится стимул «дробить» крупные штрафы на мелкие и пытаться их взыскать без суда. Проще говоря, налогов много, налоговые периоды у них разные, по каждому из них можно насчитать штраф. Понятно, что в этом случае речь будет идти уже не о 5 тыс. и даже не о 50 тыс. руб. Как подсчитала глава думского налогового подкомитета Наталья Бурыкина, ежегодные суммы штрафов, которые можно будет накладывать во внесудебном порядке для крупных предприятий, могут превышать 10 млн. руб., а для индивидуальных предпринимателей — 500 тыс. руб. Именно поэтому, по мнению парламентариев, ко второму чтению законопроекта необходимо ограничить предельную сумму штрафов, взыскиваемых в бесспорном порядке за год с одного налогоплательщика.

Кроме того, депутаты настаивают на том, чтобы в законопроекте были предусмотрены четкие процедуры внесудебного взыскания налоговых санкций. «Для того чтобы на стадии взыскания отсутствие спора с налогоплательщиком было очевидным, необходимо, чтобы лицо, привлеченное к ответственности, не только получило информацию, что в отношении него вынесено решение, но и активно участвовало бы в производстве по делу»,— отмечается в заключении бюджетного комитета на президентский законопроект. По словам парламентариев, «в настоящее время на стадии вынесения налоговым органом решения о привлечении лица к ответственности налогоплательщик не только лишен возможности заявлять свою позицию, но и чаще всего не имеет даже информации, что его собираются привлечь к ответственности». «В такой ситуации отсутствие спора может быть следствием простого неведения лица, привлеченного к ответственности»,— говорится в депутатском заключении.

«Все, что в той или иной степени может ущемить права налогоплательщиков, должно быть доработано во втором чтении»,— заявил зампред бюджетного комитета Андрей Макаров. Его поддержал и Вениамин Яковлев, заявив, что администрация президента готова учесть предложения депутатов.
Впрочем, в том, что депутатам и президентским чиновникам удастся сдержать свои обещания, в Госдуме верят не все. «Все это правильно. Но не надо забывать о существующем произволе налоговых органов в отношении налогоплательщиков. Надо еще разобраться, что большее зло: загруженность судов или ужесточение административных барьеров со стороны налоговиков. А именно к этому приведет принятие законопроекта»,— предостерегла товарищей Оксана Дмитриева. Но ее риторический вопрос остался без ответа. Бюджетный комитет президентскую инициативу дружно поддержал.

ГАЛИНА ЛЯШЕНКО,
ГАЗЕТА Коммерсант, 13.09.05 №171





Главная > Статьи
Оптимизация и поддержка сайта - Bi-group.ru