Содержание раздела:
> Учет расходов при временном отсутствии доходов
> Когда «входной» НДС включается в расходы
> Как применять ПБУ 18/02?
> Учет расходов на медицинские осмотры работников
> Учет и налогообложение расходов на питание
работников
> Учет авторских прав на произведения литературы
> Минфин уничтожил 10% аудиторского рынка
> Дешевого аудита больше не будет. Рынок аудиторских услуг
> Очереди в налоговую инспекцию станут стандартными
> Депутаты отменяют судебное взыскание штрафов
|
|
ДЕШЕВОГО АУДИТА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ
РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
На прошлой неделе Госдума единогласно проголосовала за пакет правительственных поправок в закон «Об аудиторской деятельности». Таким образом, концепция реформы российского рынка аудита в целом одобрена. Главным изменением станет замена лицензирования аудиторов обязательным членством в саморегулируемых объединениях (СРО). В результате число аудиторских фирм в России должно резко сократиться, а цены на их услуги — вырасти.
Новая редакция закона «Об аудиторской деятельности»
предусматривает, что уже к 1 июля 2006 года Минфином будет окончательно
сформирован государственный реестр аудиторских СРО. Именно они с Нового года
будут вести единый реестр аудиторов и аудиторских организаций, ведать повышением
квалификации и выдачей аттестатов аудиторов, осуществлять контроль качества
работы своих членов и, главное, выдавать разрешение на профессию. В ведении же
государства останется ведение реестра аудиторских СРО, функции надзора и
осуществления государственной политики в отношении аудита.
Ранее Дума во втором чтении приняла закон об отмене
лицензирования аудиторской деятельности с 1 января 2006 года, чем, собственно, и
обрекла себя на принятие поправок к закону «Об аудиторской деятельности» до
конца 2005 года. Эти изменения, по мысли их разработчиков, должны решить
застарелые проблемы рынка. Одна из них — демпинг. «Из-за демпинга ведущие
аудиторские компании вынуждены работать на грани самоокупаемости, а иногда даже
в убыток,— говорит замген.директора компании «HLB Внешаудит» Светлана
Легостаева.— Если эта ситуация продлится еще пару лет, то большинству фирм
придется переориентироваться на другие способы заработка». Другая проблема —
многочисленные «карманные» фирмы при предприятиях, штампующие заказные отчеты.
По замыслу Минфина с этими двумя явлениями вполне сможет
бороться система аудиторского саморегулирования. Крупные игроки, наиболее от них
страдающие, поддерживают его. «По нашим оценкам, после вступления поправок в
силу в новый реестр попадет не более 50% аудиторских компаний и аудиторов,—
считает замген.директора компании «БДО Юникон» Зоя Хайло.— Многие уже не
продляют лицензии. Это должно оздоровить ситуацию на рынке. Это необходимо,
также как необходимо для здоровья дерева срубать с него сухие, отжившие свое
ветки».
На данный момент в России насчитывается 6,1 тыс. лицензий
аудиторских компаний. И Минфин уже занялся сокращением их числа. В конце апреля
были приостановлены лицензии 647 компаний из-за нарушений действующего
законодательства. По опыту предыдущих подобных решений Минфина многие из этих
компаний вряд ли вновь обретут свои лицензии (см. „Ъ" от 4 мая).
И неудивительно, что большей части из оставшихся 5,5 тыс. аудиторских фирм новая
редакция закона «Об аудиторской деятельности» не внушает оптимизма. Причины
этого лежат на поверхности. Если взглянуть на рейтинг ста ведущих аудиторских
компаний за 2004 год (см. «Деньги» от 4 апреля), то сразу бросается в глаза
разница между первой десяткой фирм и концом списка. Только у пяти десятков
компаний годовая выручка составляет больше 50 млн руб., а замыкают список
компании с выручкой в районе 15 млн руб. У всех остальных она, естественно, еще
ниже.
Большинство из этих фирм находятся в регионах и занимаются
обслуживанием мелких ФГУПов и МГУПов. Средняя сумма таких контрактов колеблется
от $500 до $1000. Бюджеты этих фирм мизерны, и новая финансовая нагрузка в виде
членских взносов в СРО может оказаться для них непосильной. Только на
обязательную для СРО процедуру контроля качества каждая фирма должна будет
тратить в среднем $1000 в год. А ведь, судя по всему, ко второму чтению будет
введено обязательное страхование ответственности для членов СРО, что обойдется
аудиторам в сопоставимую сумму. К членским взносам в СРО необходимо приплюсовать
расходы на предусмотренную правительством замену ныне действующих аудиторских
аттестатов на единый квалификационный аттестат. Переэкзаменовка для пяти
аудиторов (согласно закону, таково должно быть минимальное количество аудиторов
в аудиторской компании) встанет для фирмы в $5-7 тыс. Кроме того, если хоть один
из аудиторов не сдаст экзамен, фирма автоматически лишится права работать.
По мнению гендиректора компании «Балт-Аудит-Экспресс» Юрия
Лаптева, Минфин пытается искусственными административными средствами поднять
уровень российского аудита до западных стандартов, не учитывая при этом реалии
рынка. Между тем представители компаний «большой четверки затруднились ответить,
насколько приближает эта реформа российский рынок к мировым стандартам.
«Мы поддерживаем процесс саморегуляции профессионального
сообщества аудиторов в России, включая отмену лицензирования аудиторских фирм,—
сообщил «Ъ» партнер компании Ernst & Young Мэйси Коффи.— Что касается вопроса
квалификационных аттестатов и структур общественного контроля над деятельностью
аудиторов и того, насколько такая практика соответствует мировым стандартам, то,
по моему мнению, в мире сложились разные правила, и самые лучшие из них пока не
определены. Аудиторское сообщество в мире находится сейчас в переходном периоде
из-за того, что регулирующие органы, общественность и сами аудиторы активно
ведут поиск здорового баланса контролирующих и саморегулирующих сил, а также
защиты прав инвесторов и акционеров на международных финансовых рынках
капитала».
Непростая обстановка сложилась после внесения поправок в
закон и для аудиторских профессиональных объединений. В новой редакции закона
указан минимальный количественный порог для регистрации СРО в 1,5 тыс.
аудиторских организаций или 3 тыс. аудиторов. Передавая аудиторскому сообществу
новые полномочия, Минфин надеется, что СРО отсекут от рынка демпингующие и
«карманные» фирмы. Однако при таких параметрах крупнейшие аудиторские
объединения одной рукой должны наводить порядок на рынке, а другой — привлекать
новых членов.
Сейчас при Минфине аккредитовано семь аудиторских
профобъединений; Национальная федерация консультантов и аудиторов. Российская
коллегия аудиторов, ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», Институт
профессиональных аудиторов, Московская аудиторская палата, Институт
профессиональных бухгалтеров России и Аудиторская палата России. И ни одно из
этих объединений не имеет сейчас достаточного количества членов, чтобы
претендовать на получение статуса СРО.
Конечно, можно пытаться набирать численность за счет
индивидуального членства аудиторов. Если судить по числу выданных аттестатов, то
на данный момент в России их болёе'3'0 тыс. Проблема в том, что никто, в том
числе и сам Минфин, не может сказать, сколько из этого числа аудиторов реально
работает на рынке. По словам президента компании «Руфаудит» Алексея Руфа,
«многие получали аттестаты до кучи, по принципу „чтобы был": много их у
чиновников, преподавателей вузов, руководителей предприятий, то есть тех, кто
аудитом реально не занимается и заниматься не будет.
Естественно, что в таких условиях численный барьер для СРО
стал главным объектом критики. На сторону аудиторских профобъединений встал и
председатель думского комитета по собственности, в ведение которого попал
законопроект, Виктор Плескачевский. Он считает, что порог нужно снизить до
300-400 аудиторских компаний или 1,5-2 тыс. аудиторов. Вопрос в том, удастся ли
правительству и Думе прийти к разумному балансу перед вторым чтением закона.
Ведь нужно одновременно избежать монополии в этом секторе и не уничтожить
полностью средний и мелкий аудиторский бизнес, при этом поставив в лице СРО
заслон демпингу и «серому» аудиту.
Однако, каковым бы ни оказался в итоге количественный барьер
для регистрации аудиторских СРО, он не отменит для них необходимости выполнять
переданные им государством функции. Таким образом, финансовая нагрузка, которая
ляжет на аудиторские компании, от численности СРО напрямую не зависит. Это
значит, что значительная часть мелкого бизнеса, вплоть до половины ныне
действующих аудиторских фирм, все же будет вынуждена покинуть рынок, а цены на
аудит резко повысятся.
АЛЕКСЕЙ ЛАМПСИ
ИНТЕРВЬЮ
Виктор Плескачевский, председатель комитета по собственности
Госдумы
«Мы внедряем более строгие механизмы регулирования, чем существующие сегодня»
Несмотря на то что правительственные поправки в закон «Об аудиторской
деятельности» вызвали много возражений, комитет все же рекомендовал их к
принятию в первом чтении. Почему?
Голосование в первом чтении — голосование за концепцию законопроекта. В данном
случае концепцией является замена лицензирования на саморегулирование.
Лицензирование аудиторской деятельности будет отменено с 1 января 2006 года.
Вместо него обязательным условием для работы аудиторов станет членство в
аудиторских сам о регулируемых организациях (СРО). Эта концепция прописана
достаточно точно, и двусмысленностей здесь нет. То, что мы не согласны с
критериями, которые правительство предлагает для регистрации аудиторских
объединений,— это предмет для спора, для поправок. На это существует второе
чтение.
Какие последствия может иметь принятие этих поправок
помимо снижения давления на профессию и избавления государства от избыточных
функций?
Все обращают внимание на то, что убирается госрегулирование в форме
лицензирования, но не обращают внимания на то, что резко повышаются требования к
профессии, появляется настоящая материальная ответственность. Сегодня ее не
существует, есть только обычная гражданско-правовая ответственность. Когда к
аудиторам предъявляют иски о возмещении причиненных убытков, обычно оказывается,
что у все имущество записано на родственников. Установив обязательное
страхование ответственности и механизм компенсационного фонда, где реализуется
принцип «каждый страхует каждого», мы внедряем механизмы регулирования более
строгие, чем существующие сегодня. Таким образом, мы защищаем общественные
интересы, в том числе создавая механизмы борьбы с «черными аудиторами».
Насколько соответствуют поправки в закон «Об аудиторской
деятельности» идеологии закона о СРО?
Практически полностью. К сожалению, сам закон о саморегулируемых организациях до
сих пор находится на согласовании в правительстве. Конечно, было бы намного
проще, если бы был принят общий закон о СРО, в котором перечислены все основные
инструменты. Это дало бы возможность в законах «Об аудиторской деятельности»,
«Об оценке» и других не описывать все механизмы — как создается компенсационный
фонд, как создаются органы управления и т. д., а просто делать соответствующие
отсылки к основному закону. Сегодня мы вынуждены в каждом законе описывать всю
эту механику. Так мы уже делали в законе о банкротстве.
Одна из главных претензий к правительственному тексту
поправок — порог численности организаций. Почему он вас не устраивает?
На сегодняшний день существует более десятка профессиональных и
предпринимательских организаций в сфере аудита, из них семь аккредитованы при
Минфине. По предложенным Минфином критериям останется одна, максимум две
саморегулируемые организации. Это серьезнейшая ошибка. В свое время первые
макеты саморегулирования у нас были на рынке ценных бумаг - в лице НАУФОР и
ПАРТАД. Тогда мы пытались убедить Федеральную комиссию по ценным бумагам, что
нельзя делать одну СРО, но у них стояла другая задача — сделать одну
контролируемую, почти подчиненную госрегулятору общественную организацию. Что и
произошло: НАУФОР — в сфере рынка ценных бумаг, ПАРТАД — в сфере регистраторов и
депозитариев. Эта монополизация привела к тому, что поведение этих СРО было не
всегда в интересах рынка. Поэтому мы категорически против монополизации в сфере
СРО.
При обсуждении в Госдуме действующего закона «О банкротстве»
Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО} делала попытку ввести
критерий по численности, который также приводил бы к появлению одного-двух
саморегулируемых объединений—арбитражных управляющих. После вступления закона в
силу ФСФО согласилась, что мы правы и множественность СРО — необходимое условие
для этого этапа развития таких отношений.
А существование скольких аудиторских СРО вы считаете
оптимальным?
Мы считаем, что для соблюдения более точного баланса интересов между
профессиональным сообществом и государством как надзирающим органом необходимо
не менее 10, но и не более 30 СРО в каждом сегменте предпринимательской
деятельности регионального или специального значения. Со временем они образуют
союз, который и будет являться переговорной площадкой между профессиональными
Интересами и государственными интересами.
Один из наиболее волнующих аудиторское сообщество
вопросов—предусмотренная правительством отмена ныне действующих аудиторских
аттестатов в 2009 году.
Аттестат — всего лишь один из документов, дающих право работать на этом рынке.
Аттестат не говорит, что ты добросовестный профессионал. Поскольку СРО имеют
механизмы материальной ответственности, они и установят, какие им нужны
требования к профессии, и решат, каким способом они будут это оформлять. На
данный момент правительство предлагает отмену ранее выданных аттестатов. Мы
считаем, что отмена или замена аттестатов должна входить в компетенцию СРО.
Сегодня отмена аттестатов законом нецелесообразна. В конце концов, государство
должно удовлетвориться только функциями надзора и вопросами развития госполитики
в сфере бухучета и аудита.
Интервью взял АЛЕКСЕЙ ЛАМПСИ
ИНТЕРВЬЮ
Леонид Шнейдман,
Директор департамента государственного финансового контроля. Аудиторской
деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ
«Рынок не заинтересован в клубах по интересам»
Зачем вносятся изменения в закон «Об аудиторской деятельности»?
Правительство систематически анализирует состояние каждого сегмента российского
рынка, в том числе и аудиторского. При этом сверяется состояние
нормативно-правовой базы аудита с реальным положением дет на рынке, изучаются
современные тенденции развития отечественной и мировой аудиторской профессии.
Это и происходило в 2003-2004 годах. Одновременно в процессе административной
реформы возникла потребность скорректировать степень участия государства и
профессиональной общественности в регулировании аудиторской профессии.
К чему приведет вступление в силу новой редакции закона?
С точки зрения аудиторской профессии, предложенные меры, позволят
существенно укрепить ее, обеспечат дальнейшее развитие саморегулирования,
создадут условия для роста профессионального мастерства аудиторов и повышения
качества оказываемых ими услуг. Кроме того, эти меры нацелены на то, чтобы
привести нормы, по которым живет российское аудиторское сообщество, в
соответствие с принятыми международными стандартами. Для государства новый закон
означает освобождение от исполнения ряда потенциально избыточных функций, а
следовательно, значительное снижение административного давления на профессию.
Если же смотреть с точки зрения бизнес-сообщества, то рассматриваемые меры
должны способствовать укреплению атмосферы доверия на российском рынке. Доверия
к информации, доверия к российским компаниям. И что не менее важно,
бизнес-сообщество и общество в целом получают возможность осуществлять
общественный надзор за развитием профессии.
Такие функции будут возложены на совет по аудиторской
деятельности (САД)?
Да. Коль скоро речь идет о том, что аудиторы выполняют общественно значимую
функцию, то общество вправе проконтролировать, насколько развитие аудиторской
профессии, решения, которые принимаются для ее развития, соответствуют
общественным интересам.
Недавно Международная федерация сертифицированных
бухгалтеров объявила о создании Совета по надзору за общественным интересом
(PIOB). САД будет обладать схожими функциями?
В PIOB специалисты, привлеченные извне аудиторской профессии, оценивают
аудиторские стандарты и этические нормы на соответствие общественным интересам.
Аналогичные органы созданы или создаются в ряде стран, где уже давно существует
институт аудита. То есть это немного другая форма, но идеология, несомненно, та
же.
В законе говорится, что не менее 70% САД должны составлять
пользователи аудиторских услуг. О ком конкретно идет речь?
Это представители бизнес-сообщества, институтов фондового рынка, инвестиционные
банкиры, финансовые аналитики и, очевидно, те, кто непосредственно готовит
отчетность. То есть все группы лиц, заинтересованных в результате труда
аудиторов.
Во время второго чтения к закону неизбежно появятся
поправки. Какие принципы, заложенные в законопроект, вы хотели бы оставить
неизменными?
Все те, которые выработаны совместными с аудиторским сообществом усилиями и
одобрены правительством. Важнейшими среди них являются активизация механизмов
саморегулирования аудиторской профессии, разумное сочетание саморегулирования и
государственного регулирования, введение общественного надзора за развитием
профессии, укрепление аудиторской профессии.
Один из спорных вопросов—вопрос о численном барьере для
аудиторских СРО. Насколько принципиальны для Минфина заложенные в
правительственном проекте цифры?
При обсуждении законопроекта на заседании правительства министр финансов
говорил, что существование большого количества аудиторских СРО не пойдет на
пользу развитию рынка в России. Мы исходим из того, что аудиторские объединения
должны быть сильными, авторитетными, способными выполнить функции регулирования,
которые им передаются. Это центральный момент в дискуссии по данному вопросу.
Аудиторской профессии и рынку в целом не нужны клубы по интересам. СРО будут
выполнять весьма сложные задачи, решение которых невозможно без солидной
интеллектуальной, материальной, финансовой базы.
Интервью взял АЛЕКСЕЙ ЛАМПСИ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Чего вы ждете от обновленного закона?
Борис Соколов,
Президент Аудиторской палаты России:
Главные ожидания связаны с тем, что с рынка может исчезнуть демпинг. Это явление
подрывает основы аудиторской профессии, уничтожает ее. И в плане борьбы с ним
переход рычагов регулирования к профессиональному сообществу — большой плюс
нового закона. Минфин просто технически не мог бороться с негативными явлениями
на рынке. Теперь, когда право на вход в профессию будут давать не чиновники, а
представители аудиторского сообщества, игроки, нарушающие правила, будут
вытеснены с рынка.
Александр Руф,
Председатель совета Российской коллегии аудиторов:
По моим ощущениям, закон во втором чтении радикально изменится. В измененном
виде он будет весьма полезен аудиторскому сообществу. Будут определены пределы
вмешательства государства в деятельность СРО, укрепится авторитет аудиторских
объединений в профессиональной среде, у СРО появятся легитимные возможности для
реальной защиты интересов своих членов, они смогут представлять их в органах
госвласти. В результате появятся предпосылки для расширения профессиональных
инициатив участников аудиторского рынка.
Дарья Долотенкова,
Председатель правления Института профессиональных аудиторов:
В перспективе ближайших J двух-трех лет эти реформы должны привести к резкому
повышению качества аудиторских услуг. В связи с этим мы надеемся, что
аудиторская профессия станет в России такой же престижной и высокооплачиваемой,
как и во всем мире, Надеемся также, что потребители аудиторских услуг, в том
числе и государство, обретут настоящую заинтересованность в нашей профессии.
Олег Островский,
Генеральный директор Института профессиональных бухгалтеров России:
Многие боятся переаттестации. Основная масел аудиторов - это бывшие бухгалтеры,
контролеры, юристы, специализируйся на какой-либо отрасли.
Им будет сложно пройти эту переаттестацию. Между тем они уже весьма опытны в
аудите, и вытеснять их с рынка неправильно Мы просто погубим малый и средний
бизнес.
Владимир Колбасин,
председатель Московской аудиторской палаты:
У нового закона есть как плюсы, так минусы. Плюсы хорошо известны. Если же
говорить о минусах, то главным из них является аннулирование действующих
аудиторских аттестатов. Также завышены требования по минимальному количеству
членов в аудиторских СРО и отведено слишком мало времени для аудиторских
объединений, чтобы привести свою деятельность в соответствии с новыми
требованиями. Если новая редакция закона сохранит эти отрицательные моменты, то
число аудиторских компаний может сократиться в три-четыре раза.
Валерий Федотов,
президент некоммерческого партнерства «Русский дом аудита»:
— Рынок аудита после вступления поправок в силу станет более профессиональным.
СРО в условиях конкуренции будут четче отслеживать и оценивать подготовку
аудиторов. Тем более что контроль аудиторской деятельности, который
осуществляется сегодня Минфином, нельзя назвать особо тщательным. Он не доходит
до каждой аудиторской организации. СРО же будут обязаны ежегодно проверять
каждую состоящую в них аудиторскую компанию и давать заключение о качестве ее
работы. В процессе же оценки работы организации, естественно, будет оцениваться
и уровень подготовки аудиторов.
Анатолий Шеремет,
Президент ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество»:
— Роль аудиторских СРО сильно возрастает. Показательно, во всем мире сейчас
обратная тенденция. После серьезных кризисов в аудите и бухгалтерии в мире
ужесточается регулирование аудиторской деятельности. У нас все наоборот, мы
отходим от грубого государственного регулирования. И надеюсь, что это укрепит
профессию. Ведь, к сожалению, наши аудиторские организации еще не совсем
настоящие. Они слишком часто идут на поводу у больших денег, часто их
деятельность граничит с мошенничеством. Рынок получит очень многое. Мнению
профессиональных бухгалтеров и аудиторов станут доверять, а это дает в рыночной
экономике большие плюсы.
Газета "Коммерсантъ", №94, от 26.05.2005
|