на главную  

Содержание раздела:

> Учет расходов при временном отсутствии доходов
> Когда «входной» НДС включается в расходы
> Как применять ПБУ 18/02? > Учет расходов на медицинские осмотры работников
> Учет и налогообложение расходов на питание работников
> Учет авторских прав на произведения литературы
> Минфин уничтожил 10% аудиторского рынка
> Дешевого аудита больше не будет. Рынок аудиторских услуг

> Очереди в налоговую инспекцию станут стандартными
> Депутаты отменяют судебное взыскание штрафов

 


ОЧЕРЕДИ В НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ СТАНУТ СТАНДАРТНЫМИ

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Вчера Федеральная налоговая служба (ФНС) обнародовала свой приказ от 2 сентября 2005 года, утверждающий единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Впредь каждая услуга налоговиков будет жестко регламентированной по срокам. В частности, держать налогоплательщиков в очередях налоговикам предписывается полчаса, а при «пиковых» нагрузках — не более часа. По мнению экспертов, приказ пойдет на пользу как налоговым органам, которые он должен дисциплинировать, так и налогоплательщикам, у которых появится больше возможностей отстаивать свои права.
 

Очереди в налоговые инспекции, многодневные ожидания документов из налоговых органов, бесконечная волокита. С этим наверняка сталкивалось большинство налогоплательщиков. Это, впрочем, как и налоговые проверки, накладывает негативный отпечаток на взаимоотношения налоговиков и налогоплательщиков. ФНС взялась изменить стожившуюся практику, утвердив Единые стандарты обслуживания налогоплательщиков. Впрочем, не без прямой указки президента, который в своем бюджетном послании обратил внимание на необходимость внедрения единых стандартов работы налоговых органов. Официально заявленная налоговиками цель документа — «совершенствование работы налоговых органов на местах и создание нормальных условий обслуживания налогоплательщиков». Для этого ФНС установила жесткие сроки, регламентирующие большинство случаев взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. В частности, налоговая и бухгалтерская отчетность должна быть принята в день ее получения, в этот же день налогоплательщик должен быть извещен о получении отчетности. Сведения о доходах физлиц также должны приниматься в день обращения, тогда же можно поставить отметку об ИНН в паспорт или получить информационный листок с перечнем налогов, плательщиком которых является налогоплательщик. Кроме того, согласно документу, пять дней выделяется налоговикам на то, чтобы зарегистрировать юрлиц и индивидуальных предпринимателей; на представление содержащихся в Едином государственном реестре юрлиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) сведений, на постановку на учет организаций, граждан и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту их нахождения. Также налоговые органы должны не реже одного раза в месяц публиковать сведения о создании и о прекращении деятельности юрлиц; сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и др. И даже стояние в очередях налоговые органы решили регламентировать, ограничив его максимум часом.


По словам партнера Московской коллегии адвокатов «ФБК-право» Юрия Воробьева, появление подобного приказа станет серьезным подспорьем для налогоплательщиков.


«Раньше ничего подобного не существовало. Все сроки были либо максимально общими, либо устанавливались документами для служебного пользования, о которых налогоплательщик ничего не знал, а потому не мог ничего требовать от налоговиков в случае затягивания всех существующих сроков»,— считает Юрий Воробьев. Теперь, по его мнению, взаимоотношения с налоговиками должны стать более «удобными и человечными». Однако следует учесть, что факт, к примеру, несоблюдения налоговым органом срока по нахождению налогоплательщика в очереди еще не будет основанием для того, чтобы налогоплательщик мог отказаться от подачи по этой причине налоговой декларации, сославшись на то, что не успел.


"Безусловно, приказ позволяет систематизировать и нормализовать процессы взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Но в погоне за сроками не хотелось бы, чтобы налоговики забывали о качестве предоставляемых ими услуг",— заявил „Ъ" юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. С ним согласен и управляющий проектами юридической фирмы «Вегас-лекс» Вячеслав Фомин. По его словам, «теперь налогоплательщикам будут более понятны правила игры и налогоплательщики смогут более четко планировать свою работу». «Однако отсутствие мер ответственности за нарушение этого приказа может в итоге свести на нет это начинание, и на практике сроки по-прежнему соблюдаться не будут»,- уверен эксперт.


Глава Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков предписал своим подчиненным держать налогоплательщиков в очередях полчаса, максимум — час.


ГАЛИНА ЛЯШЕНКО
Газета Коммерсант, 13.09.05 №171

 

Оптимизация и поддержка сайта - Bi-group.ru