Содержание раздела:
> Учет расходов при временном отсутствии доходов
> Когда «входной» НДС включается в расходы
> Как применять ПБУ 18/02?
> Учет расходов на медицинские осмотры работников
> Учет и налогообложение расходов на питание
работников
> Учет авторских прав на произведения литературы
> Минфин уничтожил 10% аудиторского рынка
> Дешевого аудита больше не будет. Рынок аудиторских услуг
> Очереди в налоговую инспекцию станут стандартными
> Депутаты отменяют судебное взыскание штрафов
|
|
ОЧЕРЕДИ В НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ СТАНУТ СТАНДАРТНЫМИ
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Вчера Федеральная налоговая служба (ФНС) обнародовала
свой приказ от 2 сентября 2005 года, утверждающий единый стандарт обслуживания
налогоплательщиков. Впредь каждая услуга налоговиков будет жестко
регламентированной по срокам. В частности, держать налогоплательщиков в очередях
налоговикам предписывается полчаса, а при «пиковых» нагрузках — не более часа.
По мнению экспертов, приказ пойдет на пользу как налоговым органам, которые он
должен дисциплинировать, так и налогоплательщикам, у которых появится больше
возможностей отстаивать свои права.
Очереди в налоговые инспекции, многодневные ожидания
документов из налоговых органов, бесконечная волокита. С этим наверняка
сталкивалось большинство налогоплательщиков. Это, впрочем, как и налоговые
проверки, накладывает негативный отпечаток на взаимоотношения налоговиков и
налогоплательщиков. ФНС взялась изменить стожившуюся практику, утвердив Единые
стандарты обслуживания налогоплательщиков. Впрочем, не без прямой указки
президента, который в своем бюджетном послании обратил внимание на необходимость
внедрения единых стандартов работы налоговых органов. Официально заявленная
налоговиками цель документа — «совершенствование работы налоговых органов на
местах и создание нормальных условий обслуживания налогоплательщиков». Для этого
ФНС установила жесткие сроки, регламентирующие большинство случаев
взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. В частности, налоговая и
бухгалтерская отчетность должна быть принята в день ее получения, в этот же день
налогоплательщик должен быть извещен о получении отчетности. Сведения о доходах
физлиц также должны приниматься в день обращения, тогда же можно поставить
отметку об ИНН в паспорт или получить информационный листок с перечнем налогов,
плательщиком которых является налогоплательщик. Кроме того, согласно документу,
пять дней выделяется налоговикам на то, чтобы зарегистрировать юрлиц и
индивидуальных предпринимателей; на представление содержащихся в Едином
государственном реестре юрлиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре
индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) сведений, на постановку на учет
организаций, граждан и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по
месту их нахождения. Также налоговые органы должны не реже одного раза в месяц
публиковать сведения о создании и о прекращении деятельности юрлиц; сведения,
содержащиеся в ЕГРЮЛ и др. И даже стояние в очередях налоговые органы решили
регламентировать, ограничив его максимум часом.
По словам партнера Московской коллегии адвокатов «ФБК-право» Юрия Воробьева,
появление подобного приказа станет серьезным подспорьем для налогоплательщиков.
«Раньше ничего подобного не существовало. Все сроки были либо максимально
общими, либо устанавливались документами для служебного пользования, о которых
налогоплательщик ничего не знал, а потому не мог ничего требовать от налоговиков
в случае затягивания всех существующих сроков»,— считает Юрий Воробьев. Теперь,
по его мнению, взаимоотношения с налоговиками должны стать более «удобными и
человечными». Однако следует учесть, что факт, к примеру, несоблюдения налоговым
органом срока по нахождению налогоплательщика в очереди еще не будет основанием
для того, чтобы налогоплательщик мог отказаться от подачи по этой причине
налоговой декларации, сославшись на то, что не успел.
"Безусловно, приказ позволяет систематизировать и нормализовать процессы
взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Но в погоне за сроками не
хотелось бы, чтобы налоговики забывали о качестве предоставляемых ими услуг",—
заявил „Ъ" юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. С ним
согласен и управляющий проектами юридической фирмы «Вегас-лекс» Вячеслав Фомин.
По его словам, «теперь налогоплательщикам будут более понятны правила игры и
налогоплательщики смогут более четко планировать свою работу». «Однако
отсутствие мер ответственности за нарушение этого приказа может в итоге свести
на нет это начинание, и на практике сроки по-прежнему соблюдаться не будут»,-
уверен эксперт.
Глава Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков предписал своим подчиненным
держать налогоплательщиков в очередях полчаса, максимум — час.
ГАЛИНА ЛЯШЕНКО
Газета Коммерсант, 13.09.05 №171
|